ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА, ТЫ НИ В ЧЁМ НЕ ВИНОВАТА…

В одной известной песне поется: «Мир не прост, совсем не прост. Нельзя в нем скрыться от бурь и от гроз…». В христианстве мы встречаем удивительный парадокс: житейские бури и грозы не только неизбежны, но, при верном к ним отношении, даже полезны. Оказывается, если человек не переживет известной доли горя и утрат, он не узнает о себе той правды, которая обнажает его немощь и Божие всемогущество. Видимо, Бог так устроил свой мир, что все, с чем мы в этом мире соприкасаемся, призвано, так или иначе, свидетельствовать о невозможности жить без Него Самого, смиряться перед Ним и обретать в Нем подлинное основание своей жизни.

В церкви мы узнаем, что любое скорбное обстоятельство, если оно смирило нас и заставило каяться, Бог обращает нам во благо. Одно из таких благоприобретений – ясный, неискаженный грехом взгляд на окружающий нас мир, природу и на самих себя. Мы начинаем понимать, что окружающие нас предметы и явления, хоть, и могут таить в себе некую опасность для человека, все же, сами по себе злом не являются. Зло начинается там, где начинается человек с поврежденной грехом волей, и всевозможными злоупотреблениями.

Для церковного сознания ясно, что для победы над злом, человеку нужно развернуть свой «видоискатель» со всего окружающего на себя самого, научиться видеть зародыши зла в своих чувствах и намерениях, и уже никем и ничем, кроме собственного греха не гнушаться. Такой душевный переворот позволяет человеку достичь умиротворения и гармонии.

Прописные истины, лежащие в основе христианской нравственности, могут быть непостижимы для мирского сознания. Люди с не управленным Богом мировоззрением склонны видеть причины бед и страданий во всем и во всех, кроме себя: не мы такие – жизнь такая… Все понятно — злое правительство и злые жидо-массоны, которые нарочно обманывают и развращают народ, обкрадывают и спаивают его, поэтому у нас плохая экономика, образование и здравоохранение, поэтому мы вымираем от пьянства, наркомании и отчаяния.

Действительно, такое зло, как пьянство уже давно терзает наше общество. Вероятно, пьянство и в самом деле может лишить наш народ и наше государство исторической перспективы. Во все времена находились люди, которые «били тревогу» и предлагали свои варианты решения этой проблемы. Решать ее обязательно надо, но как?

Одним из борцов за трезвый образ жизни в конце 70-х, начале 80-х годов прошлого века стал известный врач, академик Ф.Г. Углов. Он построил свою систему борьбы с пьянством, основанную на критическом пересмотре всей многовековой истории употребления алкоголя и на беспощадной дискредитации алкогольных продуктов. Главными виновниками пьянства, по его представлениям, являются злонамеренные личности у нас в стране и за ее пределами, которые с незапамятных времен, пользуясь простодушием нашего народа, не говорят ему правды об алкоголе, выдавая его за продукт, пригодный для употребления внутрь. На самом же деле, алкоголь – безусловный и сильнодействующий наркотический яд, который даже в самых малых дозах способен вызвать необратимые изменения в организме человека на всех уровнях, особенно в головном мозге. Культура пития объявлена мифом, созданным теми самыми злодеями для уничтожения целых народов. Попытки медиков и других специалистов скомпрометировать алкоголь (при его очевидной токсичности в больших дозах) делались и раньше. Академик Ф.Г. Углов пошел дальше всех: он решил скомпрометировать не только алкоголь, но и природу алкогольного опьянения, и даже сам процесс образования алкоголя в результате брожения.

Алкогольное опьянения по Ф.Г. Углову наступает в результате склеивания под воздействием алкоголя эритроцитов (красных кровяных телец), что ведет к закупорке мелких кровеносных сосудов, питающих головной мозг. А это, в свою очередь, вызывает элементарную гипоксию (кислородное голодание) головного мозга, накопление в его тканях углекислоты (веселящего газа), возбуждающего те нервные клетки, которые отвечают за все субъективные переживания, свойственные алкогольному опьянению. Сначала, когда я впервые прочел труды Ф.Г.Углова, мне было трудно проверить в то, что это написал врач – настолько все противоречит достоверным и общепринятым научным данным. Возможно, как хирург, он незнаком с основами обмена веществ в центральной нервной системе, и просто делитантствует из благих побуждений отрезвить общество.

Потом, когда дело дошло до описания Ф.Г.Угловым природы процессов брожения, я понял, что все не так просто. Судите сами, известный на всю страну человек, академик пишет следующие вещи: дрожжевые бактерии питаются сахаром, содержащимся в виноградном соке, а в качестве экскрементов выделяют алкоголь и углекислый газ. В силу этого, вино и другие алкогольные напитки являются ни чем иным, как «дерьмом дрожжевых бактерий». Именно так и следует их называть!

Вот тут-то и стало ясно, что мы имеем дело с психотехникой, которая к тому времени уже широко применялась на западе – нейро-лингвистическим программированием (НЛП). Основу этой психотехники составляет изменение отношения человека к тому или иному явлению путем скрытой от сознания подмены понятий, составляющих суть этого явления. В общем-то, человек, подобно компьютеру, вполне поддается программированию с усвоением определенных моделей поведения. НЛП получило широкое распространение в рекламном бизнесе, предвыборных технологиях пр., благодаря своей необыкновенной эффективности (реклама и политтехнологии – мощнейшее средство формирования общественного мнения). Сейчас это знают все.

НЛП вызывает неоднозначную реакцию даже в светских кругах, как возможное посягательство на свободу личности. Православная церковь недвусмысленно характеризует НЛП как греховное деяние наравне с гипнозом. Однако в нашей стране у академика Ф.Г. Углова появилось множество последователей, одним из которых уже 24 года является профессор В.Г.Жданов из Новосибирска. Он даже возглавляет всероссийское общество «За народную трезвость». Личность этого профессора достаточно яркая, «харизматичная». Говорит он очень убедительно. В его словах чувствуется обида за державу, горячее желание отрезвить наш народ и фанатичная преданность учению Ф.Г.Углова и ему самому. На мой взгляд, Жданов сделал учение Ф.Г.Углова более популярным и доступным для простого обывателя: его речь изобилует такими словами, как дерьмо, моча, пукать, писать, какать и пр. Эффект от его выступлений на аудиторию усиливается, благодаря ошеломляющим статистическим выкладкам по росту заболеваемости и смертности, литрам водки на душу населения и апокалипсическим прогнозам, которые профессор В.Г. Жданов использует для закрепления эффекта НЛП. Нечто подобное используют некоторые наркологи и специалисты в области оккультной практики во время сеансов кодирования, когда запугивают своих пациентов катастрофическими последствиями употребления алкоголя в будущем. Я даже не говорю сейчас об искажениях исторических сведений о формировании в России алкогольных традиций, допущенных Ф.Г.Угловым и старательно повторяемых его последователями. Тогда, в середине 80-х, когда в стране шла «перестройка», учение Ф.Г.Углова считалось передовым. Оно совпало с линией коммунистической партии Советского Союза по борьбе с пьянством и алкоголизмом, поэтому не встретила подобающей критики со стороны серьезной науки, хотя критические статьи в научных и популярных изданиях тогда были. Есть они и сейчас.

Сегодня так широко используются различные психотехники, так много говорят о психологии вообще, что, может, и не стоило бы уделять так много внимания одному из многих направлений светской психологии. Но в том-то и дело, что вышеописанное светское учение весьма сомнительного свойства проникло в церковь, нашло в ней немало сторонников среди священников и мирян, отягощенных алкогольной зависимостью и озабоченных состоянием нашего общества. На основе этого учения в церкви создано общество «Трезвение», которое возглавляют православные священники с известными именами и с известной степенью влияния. С недавнего времени это общество декларировало свой всероссийский статус.

В нашей епархии обществом «Трезвение», отмечающим свой десятилетний юбилей, руководит о. Игорь Бачинин. Мне довелось года три назад побывать на занятиях, которые о. Игорь проводит для желающих избавиться от алкогольной и табачной зависимости. Без всякого преувеличения можно сказать, что на этих занятиях применяется НЛП-технология в самой откровенной и даже примитивной форме. Подмена понятий происходит не в скрытой, а в открытой форме путем многократного повторения нового представления о вине и табаке на уровне самовнушения с использованием лексики профессора В.Г.Жданова. Например, вместо слов «вино», «водка», «пиво» и пр. необходимо говорить «дерьмо дрожжевых бактерий», «моча дрожжевых бактерий», «алкогольный яд» и «наркотический яд» и т.д. Таким образом, у слушателей вырабатывается стойкое до брезгливости отвращение к напиткам, содержащим алкоголь, сдобренное ложными представлениями о виноделии и природе алкогольного опьянения. Все сомнения, которые возникают у тех, кто знаком со Священным Писанием, развеиваются уверенными заявлениями о. Игоря о том, что Библейское вино – это вовсе не вино, а некая сикера, не содержащая ни грамма алкоголя. Вино Причастия, по мнению о. Игоря, и его соратников – это тоже не вино, а кровь Господа, поэтому алкоголя в нем быть не может по определению. Один батюшка, который после этих занятий дал обет трезвости утверждает, что, даже, потребляя 0,75л. Святых Даров, он совершенно не пьянеет. Здесь одно из двух: или «Кагор» стал сикерой, или перетолковывание священных текстов привело к эффекту самовнушения с помрачением ума.

Если бы это происходило не в церкви, то все выглядело бы как обычный кружок по интересам для пьяниц, решивших завязать. Таких обществ сейчас немало (общество анонимных алкоголиков, двенадцатишаговые группы и пр.), где воздержание основано на чем угодно, только не на смирении и покаянии. Но в церкви, чья традиция под угрозой отлучения запрещает гнушаться вином, такой феномен неизбежно примет черты духовного сообщества, обладающего неким тайным знанием. Так и происходит: упоминаний о смысле и содержании применяемой психотерапии вы не встретите ни в официальных документах общества «Трезвение», ни в его печатных изданиях. Насколько я знаю, в Православии двойные стандарты неприемлемы, а вот в религиозных сектах это обычная практика.

Любая организация, даже приходской кружок по интересам, рискует превратиться в религиозную секту, если начнет применять духовную практику, выходящую за рамки церковного предания. Насколько укладываются в церковное предание обеты трезвости, которые дают члены общества «Трезвение» по окончании НЛП-тренингов, не мне судить (надеюсь, что когда-нибудь этой практике будет дана общецерковная оценка). На мой взгляд, обет трезвости, с использованием церковной атрибутики для человека духовно незрелого может стать сеансом ритуального кодирования. Поэтому меня настораживает настойчиво-рекомендательный тон, которым руководители общества предлагают эти обеты совершать, и то упорство, с которым они пытаются распространить свою деятельность на всю Русскую Православную Церковь.

Не могу не поделиться общим впечатлением от встреч по разным поводам с теми, кто уже прошел школу общества «Трезвение» и дал обет трезвости. Пусть этих встреч было пока немого, но, как говорится, необязательно есть яйцо до конца, чтобы понять, что оно тухлое. Так вот, общее впечатление неприятное: в основном — тоже самоуверенное яканье и «умилительные» рассказы о личном духовном «росте и просветлении», тоже преклонение перед своими лидерами (вплоть до приписывания им сверхчеловеческих достоинств), которое можно встретить в любой секте, а главное – брезгливое отвращение ко всему, что содержит алкоголь, даже к лекарствам. Не исключено, что именно такие трезвые, самодовольные гордецы, уже независимо от своих учителей, организуют внутрицерковное движение за отмену причастия вином. Не приведи, Господи!

В заключение хочу предложить небольшую сравнительную таблицу.

Вот мнение патриарха наркологии и психиатрии, лауреата премии Эдуарда Браунинга «За развитие международного права в области борьбы с наркоманией», председателя Постоянного комитета по контролю наркотиков, руководителя бюро Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, вице-президента отделения «Лекарственные средства и фармацевтическая деятельность» Международной академии информатизации, доктора медицинских наук, академика Эдуарда Армененаковича Бабаяна:

«Меня в свое время вызывали в ЦК КПСС Горбачев и Соломенцев, и ознакомили с антиалкогольной программой, которую собирались внедрить. Я был категорически против, потому что я писал и пишу о том, надо воспитывать культуру потребления. Алкоголь – не наркотик, и знаете почему? Потому, что это пищевой продукт. Человек рождается с ферментативной системой, которая специально направлена на расщепление алкоголя на воду и углекислый газ, то есть, наш организм имеет специальный механизм нейтрализации алкоголя. Ведь огромное количество химических естественных реакций идет с участием алкоголя. Хлеб съели, сахар приняли – они превращаются в алкоголь, который в организме же и распадается. Таким образом, когда алкоголь попадает в организм, человек перед ним не так беспомощен, как перед наркотиками. Для наркотиков такой ферментативной системы расщепления природа не предусмотрела. Более того, у человека есть внутренний (эндогенный) резерв алкоголя, врожденный, в крови. И 10 процентов энергетического баланса у человека поддерживается за счет этого природного, естественного резерва алкоголя.»

Необходимо, прежде всего, знать основные, ключевые биохимические реакции, которые обеспечивают жизнедеятельность человека, плюс физиологические особенности организма. Это очень серьезный вопрос! Алкоголь – страшное бедствие, именно когда нарушается культура пития.

Директор врачебно-просветительского фонда «Подвижник»

Вячеслав Владимирович Боровских.

2008 год.