Церковь – это путь.

Для правильного представления о Церкви предлагаю взглянуть на неё ещё с одной стороны, которая мне представляется крайне важной.

 

Церковь — это целенаправленное следование за Иисусом Христом. Через временную жизнь, через смерть тела и через его воскресенье к встрече с Ним Самим. Бог создал нас для Себя, и спасает нас тоже для Себя. Для того, чтобы приобщить Своей жизни — совершенной, блаженной, вечной. А что значит следовать за Христом? Может быть это значит исполнять церковный устав, соблюдать евангельские заповеди, заниматься доброделанием? Все это, конечно, нужно. Но следовать за Христом — это другое. В Евангелие мы встречаем крайне неприятные для мирского сознания слова Самого Господа, — «Если кто хочет идти за мной, отвернись себя, и возьми свой крест, и следуй за мной» (Мф. 16, 24).

 

Что такое — «отвернуться себя»? Это возненавидеть свой образ жизни и решительно отказаться от всего, что с тобой было до встречи с Христом и что не соответствует евангельскому духу. Захотеть встать и пойти вперёд к новому качеству жизни может только тот, кому прежнее её качество опротивело до тошноты. «Отвернуться себя» означает критический пересмотр всего предыдущего жизненного опыта и радикальное изменение мыслей, чувств, желаний и поступков. По-другому это называется покаянием. Реально пережить это состояние души можно только в божественном свете, в котором отчетливо видна потрясающая воображение разница между тем, кто ты есть сейчас и тем, к чему ты призван. Когда становится очевидным чудовищный зазор между данностью и заданностью твоей жизни. Когда ты видишь гибельное состояние своей души и надежду на её спасение. Христос говорит, — «Ибо кто душу свою сбережёт, тот потеряет ее, а кто потеряет ее ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её» (Мф. 16, 25).

 

«Ради Меня» – это и есть направление движения. Христос – цель и смысл жизни человека. Мы идём за Ним и к Нему, как Он Сам и свидетельствует об этом, говоря, — «Я есть Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Более высокого призвания для человека не существует. Мы устремлены к вершине, следовательно, то, что находится в стороне от неё, оказывается намного ниже. Ну или просто унижает человеческое достоинство.

За Христом идут люди, исполнившиеся мужества и решимости изменить свою жизнь к лучшему через покаяние. По большому счету, мы только к этому и призваны. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Покаяние — это путь от земли на Небо. Туда, где воскресший Спаситель. Там наш родной дом! Поэтому человеку, слишком прилепившемуся к земной суёте с её сладкими соблазнами, очень трудно исполниться такой решимости. Он еще долго будет склонен оправдывать своё малодушие неким собственным независимым взглядом на веру и Церковь. Поэтому настоящих христиан, откликнувшихся всем сердцем на призыв Христа следовать за Ним, во все времена было не так много. «Много званных, мало избранных» (Мф. 23,14). Помните, как у Пушкина, -«Нас мало избранных, счастливцев праздных, единого прекрасного жрецов».

 

Многие так и проходят мимо своего счастья, идя каким-то своим, Бог знает кем указанным путём, составляя безликую массу самодовольных гордецов.

 

Увы, таковыми могут быть и крещеные люди, соблюдающие церковный устав и христианскую этику. До решимости отвернуться себя и по-настоящему раскаяться нужно дозреть. Хорошо, если мы движемся в этом направлении. Просто бывают ситуации, когда человек, прилежно вычитывает молитвенные правила с крестным знаменем и поклонами там, где положено, регулярно ходит в храм на службы или даже возглавляет их, но не собирается ничего существенно менять в своей жизни. В этом случае с ним не происходит ничего хорошего. Более того, он может стать хуже, чем был до крещения. Хуже, потому что, не желая меняться по существу, он вынужден имитировать свою церковность и лицемерить. Такая беда может постигнуть каждого христианина, не стремящегося к самоотвержению и исправлению жизни по Евангелию, какого бы достоинства не было его церковное звание. Возможно, это самое нелепое и опасное для человека состояние в Церкви — войти в Неё и не воспользоваться возможностью стать таким, каким его хочет видеть Бог, и спастись.

 

Нужно очень сильно захотеть стать путешественником из царства мрака в Царство Света и, пусть медленно, спотыкаясь, но все же подниматься на сверкающую белизной вершину. Бог откликается только на эту решимость идти за Ним. В противном случае наше христианство может остаться бесплодными, пресным и никому не интересным. Даже нам самим. И, наоборот, мы обретаем подлинный вкус к жизни и радостную надежду тогда, когда готовы идти за Христом до конца. До страданий и смерти за Него. Как Он Сам страдал и умирал за нас.

ВКонтакте

Вступайте в группу, делитесь мнением, задавайте вопросы

YouTube

Подписывайтесь на канал, смотрите все лекции онлайн.

Instagram

Личная страница Вячеслава Боровских