ДУХОВНЫЙ МИР

Продолжаем заниматься  православной антропологией. Сегодня не простая тема, даже многими православными людьми воспринимается либо неправильно, либо неоднозначно, либо человек относится к этому с недоверием. Мы  узнали об устройстве человека  изнутри.  На первом занятии мы говорили, что  духовная составляющая   человека не живет по законами материального мира. Законы материального мира на человеческую душу не распространяются. Пока мы живы, наша душа теснейшим образом сопряжена с нашим телом.  Это одно целое и их нельзя растождествлять, это две части одного целого, человеческой личности, тело и  бессмертная душа. Человек, единственное существо  в мироздании, которое соединяет в себе два мира: материальный и духовный в одном  месте, в человеческой личности. Она включает в себя дух, душу и тело. Тем не менее, законы материального мира распространяются на нашу материальную составляющую, которой мы  принадлежим этому миру, на наше тело. Законы духовного мира действуют на духовную составляющую,  на нашу душу и дух. Что такое законы духовного  мира? Как они выглядят? С законами материального мира все понятно, если  мы закончили среднюю школу, то знаем, как эти законы сформулированы, и как они описаны. Они выверены математически и логически, и  мы можем понимать друг друга, оперируя земными понятиями, которые касаются этих законов.  Как сформулированы законы духовного мира? Законы духовного  мира сформулированы в  виде заповедей Божьих,  их формулировка необычна для нашего сознания, и нашего рассудка. Эти законы открыли не люди, а Бог открыл людям их, потому что для человека, в  теперешнем состоянии духовная реальность,  духовный мир, это то,  что не так очевидно, и не так доступно, как материальный мир. Здесь без Божьей помощи человеку не понять как   нужно себя  правильно вести, и как нужно быть внутренне устроенным, чтобы вписываться в законы духовного мира. Это значит жить, не вредя себе, точно так же мы, зная законы материального мира, стараемся не нарушать  их. Там, где сколько стараемся не упасть, не перелазим через перила балкона на 8 этаже, избегаем браться за оголенные провода и т.д.  Законы духовного мира мы тоже изучаем на себе, потому что несоблюдение  человеком этих законов отражается на всем человеке, в том числе на его теле. Мы знаем, что  забыв об этих законах человек может тяжело болеть, может сокращать себе жизнь, совершая самоубийство, или убийство другого человека. Прежде, чем говорить об этих законах, нам нужно знать, что такое духовный мир.  С материальным миром проще, он нас  окружает  и доступен нам в наших ощущениях. Мы его воспринимаем органами чувств, а духовный мир  мы так не воспринимаем. Однако, духовный мир имеет для нас не меньшее значение в нашей жизни, если не большее. Мы говорили, что нарушение законов духовного мира приводит к более  катастрофическим последствиям для человека, чем просто выйти из окна 8 этажа и убиться. Духовный мир нами  постигается на духовном опыте. Но пока мы этот опыт накопим, мы можем набить много шишек, поэтому надо пользоваться тем, что нам известно от тех, кто свою жизнь посвятил общению с духовной реальностью, то есть с Богом. Это они обнаружили своим личным опытом, что общение  человека с  Богом  требует от человека преодоления ближайшей к нам духовной реальности. Духовный мир, в котором мы живем,  к которому  принадлежим, в котором душа прописана не что-то  абстрактное, отвлеченное, некий эфир, который   тоньше воздуха, он не материальный и там нет молекул и атомов. Нет. Как только мы  произнесли слово «духовный», мы тут же должны понимать, что речь идет о чем-то живом, потому что духовной может быть только личность живая.  Когда мы говорим духовный, то должны знать, что речь идет о густо населенной территории, где ни одна личность, а много и мы живем в окружении этих личностей. Они сопутствуют нам, окружают нас и не просто соседствуют, а непрерывно воздействуют на нас, так же как мы друг на друга можем воздействовать. Эти  духовные личности, которые густо населяют духовную реальность, ближайшую к нам часть духовного мира, в отличие от нас  не имеют тела. Это ангельский мир. Они появились раньше человека, и являются предшественниками  в мироздании. Бог начал творить мир  со свободных волевых богоподобных разумных личностей. Он начал создавать ангельский мир. Что такое ангел? В переводе с греческого, означает вестник. Он должен передавать весть, знания, сведения, информацию человеку. Почему человек венец творения, несмотря на то, что кроме  человека  в мироздании существует огромное количество разумных, волевых, свободных личностей, подобных ему. Потому что творчеством обладает только человек. Ангел  только вестник, а человек образ и  подобие Божье. Он может творить вторичную реальность, у него есть тело. Одна из первых заповедей, которую получил человек в раю, заповедь о том,  чтобы он возделывал мир, который создал Бог.  Это возможно только человеку. Это поистине богоподобное свойство, но чтобы было, что возделывать, этот мир нужно было создать. Сначала была создана среда обитания человека, включая духовный мир, который нас окружает, ангелы для человека. Если он вестник, то вестник для человека, чтобы человек поучал известие, знание, которое ему необходимо.  Это некое промежуточное духовное пространство между человеком как тварью и творцом, Богом.  Ангелы, которые в огромном количестве населяют духовное пространство, в отличие от нас, не могут относиться равнодушно к человеку. Мы можем, друг друга любить, можем ненавидеть, а бывает  нам все равно, есть человек или нет. Мы живем в огромном городе, ходим по  улицам, где мимо нас проходит огромное количество людей.  Мы смотрим на них, и не интересуемся  ими,  потому что  видим  в человеке его периферию. Мы не знаем о человеке, который проходит мимо нас ничего и он у нас не вызывает ни каких переживаний, потому что для нас духовная реальность закрыта. Человек, в первую очередь,  существо духовное, и если мы становимся способными видеть душу человека, тогда нельзя быть к нему равнодушным. Душа человека вызывает в духовном пространстве огромный резонанс. В духовной реальности, которая нас окружает, ангелы либо очень любят человека и деятельно заботятся о нем, либо с такой же силой его ненавидят, за то же самое, за что первые любят. Равнодушных нет. Ангельский мир по отношению к человеку жестко поляризован. Откуда взялась эта  поляризация?  Мы знаем, что первым кто свободно отпал от Бога, был ангел, один из самых близких Богу ангелов – Денница.  Когда мы  будем  разбирать  Символ веры, то эту историю разберем подробнее. Она должна занять приличное место в наших занятиях.  Сегодня мы просто констатируем  этот факт, что ангельский мир разделился  на  ангелов света и ангелов тьмы.

Денница так хотел  уподобиться Богу, и это нормально, так как тварь только этого хочет в норме, быть похожим на Бога, потому что она его видит. Если тварное существо оказалось способным видеть Бога, переживать его, видеть  какой он, то она хочет только одного, быть как можно ближе к нему.  Для свободной волевой и разумной твари, это как раз может стать причиной гибели, если тварь захочет стать равной Богу.  Что не дано тварному существу – это быть равной Богу. Между самой разумной, прекрасной, доброй тварью и Богом есть одно непреодолимое препятствие – это самобытность. Самобытен  только Бог, он существует сам по себе, не имеет причины своего существования. Он сам причина всего, в том числе и этих свободных, разумных тварей. Любое тварное создание уже не самобытно. Это очень важно понять, в нас нет внутреннего источника бытия. У нас нет внутреннего источника саморазвития , на чем настаивает современная цивилизация. Если человек о себе думает, что он сам по себе что-то значит, что он имеет способность к самосовершенству, к саморазвитию и самоутверждению, то  человек  уподобляется дьяволу. Именно это вообразил дьявол, и это стало причиной его гибели. В начале он был Денница, а когда отпал  от Бога в духовном смысле, стал дьяволом, только за одно намерение стать равным Богу.  Чтобы погибнуть много не надо для  духовного создания. За ним устремилось огромное полчище ангелов, которые были ему подчинены.  В ангельском мире есть своя  иерархия, есть ангелы более близкие к Богу и менее близкие.  Это тоже исследовано, в опыте  людей живущих во Христе. Такая подробная детализация духовного мира стала возможной, благодаря духовной практике. Это наш святоотеческий   опыт, мы им пользуемся даром. Это неоценимый опыт, потому что этого  больше нигде нельзя узнать, только в нашей  святоотеческой  традиции. Ангелы, которые сохранили свою подчиненность Деннице, устремились за ним сюда, где мы с вами находимся, а  мы находимся здесь после своего грехопадения. С человеком произошло тоже  самое, и он от этого искушения не устоял. Нас сегодня интересует  ангельский мир. Мы видим на себе  воздействие этого мира, когда можем другого человека любить, заботиться о нем, посвящать этому человеку свою жизнь, жертвовать собой ради счастья и жизни этого человека, а можем ненавидеть, иногда до смерти. Иногда мы успокоиться не можем, пока не убьем. В новостях каждый день показывают  сводку происшествий.  Духовный мир, который нас окружает, густо населен, это тоже нам открыто святоотеческим опытом. Мы находимся под постоянным воздействием этих духовных личностей. Там нет равнодушных, есть только те,  кто нас либо любит до самозабвения  и смыслом своей жизни считает заботу о человеке. Есть и те, кто точно так же ненавидят человека и смыслом своей жизни видят погубить человека, иногда буквально убить его. Сам факт существования человека в природе вызывает, лютую ненависть у падших ангелов.  Умереть и погубить, это не всегда одно и тоже. Можно прожить до глубокой старости и умереть в окружении своих родственников, детей внуков, успеть оставить завещание, но при этом погибнуть. Как они это делают? Будем говорить о тех, кто нас ненавидит, потому что это  актуально для нас в нашей жизни.

Если человек  возненавидел другого человека, нет проблем, у него есть руки, подручный материал, и он может с этим человеком расправиться. А как это делают падшие ангелы?  Их зовут бесы, демоны, и у них нет рук и ног. Они это делают более эффективно, виртуозно.  Убить руками или подручными средствами, это примитивно.  Как делают бесы, это высший пилотаж, но они этим владеют, потому что  они старше нас, каждому из них, по несколько тысяч лет. Они были созданы, прежде всего, как ангелы  и опыт губить людей у них грандиозный. Он никуда за  эти тысячелетия не девался, а только накапливался с  каждой загубленной  человеческой жизнью.  Это они делают очень просто. Человек не свободен от того, чтобы ему была внушена мысль. Человек, человеку внушает мысль, я сейчас вам  внушаю мысль,  которая находится у меня внутри.  Я делаю это открыто, не скрывая того, что хочу сделать  достоянием вашей души, вашего ума. Для этого мне нужно вас собрать, долго рассказывать, убеждать, чтобы вы согласились с тем, о чем я говорю. Чтобы человек согласился, я должен привести тысячу доводов, и может быть встретиться  с ним ни один  раз. У бесов никаких проблем нет. Наш ум, как свойство души, которая не материальна, находится в другой реальности, и подвержен воздействию этой реальности.  Оказывается, человеку можно внушить мысль без слов, без воздействия на его слуховой аппарат непосредственно.  Один ум может воздействовать на другой ум. Когда люди хорошо знают друг друга, то могут в безмолвной атмосфере почувствовать мысль близкого человека. Человеку можно внушать мысли, находясь в духовной реальности. Человек уязвим для этого, он так приспособлен Богом под воздействие  ангельского мира. Ангел, это вестник, он должен человеку что-то передать и для этого не обязательно воплотиться, как это было в Евангелие. «Что вы ищете живого среди мертвых» – обратился Христос к женам мироносицам. Он воскрес, как и обещал, бывает и так, но чаще всегда обходиться без этого. Нам просто внушают мысль, и мы  каждое  утро просыпаемся  с роем мыслей. Мы не каждую их них успеваем оформить словами. Мы говорим, что мыслим словами, это когда  сами мыслим. А на какую  тему мы мыслим, кто задал тему для размышлений, чья была первичная мысль, которая возникла у меня в голове  и привлекла мое внимание, показалась интересной,  я остановился на ней и начал ее думать. Откуда она взялась, она моя или не моя? Если не моя, то откуда она всплыла в моем сознании. Когда мы критически  оценим наши мысли, то подумаем: «Почему я об этом начал думать»? Первичную мысль, которая как катализатор запустила нашу интеллектуальную машину с нашим мышлением, памятью, воображением, мы не сможем вспомнить, она слишком мала. Как мал фермент, который запускает огромную цепь биохимических процессов. Точно так же бесы ферментируют наш мыслительный процесс. Они вкладывают в наш ум (мы не знаем, как  они это делают), то, что было  у них, стало у нас,  нашим  достоянием. Это тайна. Мы можем только констатировать этот факт своим личным жизненным опытом и  опытом других людей. Если внимательно посмотреть, как мы живем, то видно, что это очень хорошо у них получается. Если я не знаю источника происхождения  первичной, простой мысли, которую мне кто-то вложил, то, я ее приму как свою собственную. Все будет потом, мои собственные мысли на эту тему, память, воображение, этот маховик раскрутится и все, что произойдет потом, это все мое, даже желание, которое может возникнуть в результате этого интеллектуального процесса, который быстро протекает. Только мысль привлекла наше внимание, и мы начали  тут же думать, особенно если мы к чему-то пристрастны, то уже не отражаем действительности процесса,  возникает желание, мы уже чего-то хотим. За желанием может последовать поступок. Наша жизнь из этого складывается: мысль – желание – поступок – это мое родное, это я все сам сделал. Вот первичная мысль, которая все это запустила, чужая. Если она была внушена мне до смерти  враждебной мне личностью, а ни один человек не может так ненавидеть другого человека, как это делают бесы. Если это мысль была внушена мне этой личностью, тогда я  совершаю самоубийство. Я убиваю себя сам,  собственными руками, и не надо  чужих рук, у меня есть свои, и я сам могу все сделать. До самого последнего момента я  буду думать, что это я сам придумал и сделал, если у меня нет правильного  преставления о том, что такое духовный мир, в котором мы живем. Если мы будем считать, что в этом мироздании кроме нас никого умнее  нас нет, то мы обречены, чтобы свести свою жизнь как минимум на нет. Это не значит, что мы сразу совершим самоубийство. Когда человек совершает самоубийство  в буквальном смысле этого слова, для бесов, это праздник, но бывает по-другому.  Святые отцы пишут, что  довести человека до самоубийства может средний бес. Это не так сложно. Привить человеку самоубийственный  образ жизни в силу его человеческой  природы, чтобы человек прожил всю жизнь, думая, что он сам по себе в самодовольстве, уверенности, что он может жить своим умом и своей волей, это какое-то недоразумение. В какое недоразумение может превратиться человеческая жизнь, когда человек просто самоуверен. Почему многие люди, особенно в наше время не любят христианство? Потому что оно об этом говорит человеку. Наш горделивый, от рождения ум с этим не согласен.  Получается, если я  родился и живу, то делаю то, что хотят бесы, а они хотят меня погубить, то есть я  сам себя погублю. И чем больше у меня самомнение, что я сам по себе, тем более виртуозно получается для бесов меня губить.  Чтобы человек  согласился с этим, ему нужно разочароваться в себе, воочию  убедиться, что он не может управлять собой, и на самом деле он не может сказать про себя, что он на 100% хозяин своим мыслям, желаниям и поступкам. Из  собственного опыта, когда я оглядываюсь на себя вчерашнего, позавчерашнего, несколько лет назад, сравниваю с тем, что со мной сейчас происходит,  то вижу, что это не так. В данный момент мне кажется, что это я думаю, говорю и делаю, ведь больше никого нет.  Когда я накапливаю жизненный опыт, оборачиваюсь назад и вижу, что трудно сказать, когда я был действительно творцом собственной жизни, когда все  зависело только от меня. Вероятно, такого никогда не было. Мне, по роду своей деятельности, приходится часто встречаться с людьми, которые очень сильно пострадали от незнания законов  духовного мира,   от незнании о духовном мире  вообще. Не знают, что есть ангелы, и есть те, кто о нас  заботиться , есть те, кто нас ненавидит, кто хочет нас сжить со свету, превратить нашу жизнь в посмешище и у них это хорошо получается. Мне приходится встречаться с  людьми, которые не только настрадались от этого  сверх меры, но и с теми, кто видел бесов.  Они могут легко предстать перед человеком  зримо, чтобы человек их видел. Как  говорят  Святые отцы «Чтобы увидеть ангелов Света нужно много молиться, нужно много трудиться над своей собственной душой по очищению ее оттого, что скрывает от нас духовную реальность, а для того чтобы увидеть бесов ничего особенного делать не надо».  Например, надо пить по бутылке водки каждый день, если здоровья хватит, и через 10-14 дней увидишь бесов. Любой нарколог, даже не верующий  расскажет из своей практики огромное количество этих историй, о том, как люди видят бесов, и что с ними в этот момент происходит. Какой кошмар! Белая горячка имеет стандартные сюжеты с небольшим разнообразием. Бесы всегда в том или ином виде всегда склоняют человека к самоубийству,  внушают мысли, которые вызывают у человека отчаяние и нежелание жить, а потом  ими внушается мысль о самоубийстве, зная точно, что  сейчас человек обязательно на эту мысль согласиться, он созрел, и  сделает это. Такое бывает не только  у алкоголиков. Бесы могут  внушить человеку мысли, которые он воспримет как свои и будет ими руководствоваться и так жить, хотеть и делать. Человек может прожить всю жизнь до старости, а потом обнаружить, то, что он делал в жизни никому не нужно, и ему в том числе. Он всю жизнь просто просуетился и тогда у человека может возникнуть отчаяние. У человеческой памяти есть потрясающее свойство, данное Богом. Люди, дожившие до 65-70 лет (в наше время это не каждому дано) очень хорошо  помнят, что с ними было в детстве, юности, в зрелом возрасте, и для них воспоминания становятся главной работой ума. С интеллектом, с оперативностью мышления, с  краткосрочной  памятью у них уже не все благополучно. Человек может не вспомнить, завтракал он сегодня или нет, выпил лекарство или нет и выяснить это может по количеству таблеток. Но он с утра до вечера  переживает  всю свою жизнь в детстве. Это всплывает невольно, но захватывает все  его внимание. Ему ничего так не интересно, как  эти переживания из прошлого.  Причем, он переживает это первый раз в жизни, он это прожил, это факты из его жизни, и только сегодня, спустя десятилетия он заново переживает и дает оценку с высоты своего жизненного опыта. Его воспоминания не отрывочные сюжеты, а как кино, идет непрерывная сюжетная линия. Это все у человека в памяти. Всплывают лица людей, которых он забыл и никогда  не вспоминал, вспоминает их голос. Все хранится  в памяти и ни одно впечатление, которое коснулось нашей души через органы чувств, никуда  не исчезает. Это не галлюцинации, это память так включается у человека и работает. Старики, как правило, не любят смотреть телевизор, он отвлекает их от воспоминаний. Старику обязательно надо прожить свою жизнь заново, и дать ей новую оценку. Я не знаю случая, может быть и бывает такое, когда старик, после всего, что он заново пережил в своей жизни,  остается доволен  собой. Это бывает  крайне  редко. Когда он один на один с собой, то переживает всю нелепость, что с ним было. Откуда берется эта новая оценка? Не только с высоты прожитых лет. Собственный интеллект, с которым можно анализировать и обобщать, пострадал от атеросклероза. Когда невропатологи и психиатры говорят, что эти воспоминания, проявление  атеросклероза, это неправда.  Когда человек не помнит, принимал ли он таблетки или  нет – это проявление атеросклероза. А его воспоминания, это мощнейшая духовная работа.  Невропатологи говорят, что это из-за атеросклероза, потому что  идет кислородное  голодание, накапливается углекислый газ, и он  возбуждает функцию коры головного мозга. Это смешно. Атеросклероз  – это дегенеративный процесс, который вызывает угасание функций, в том числе и психических, а здесь расцвет, раскрытие человеческих душевных способностей.  Чаще всего бывает разочарование, человек видит, что все не так как надо. Посмотрите на наших стариков, которые все время ворчат. Они вспоминают свою молодость, и когда были молодыми, считали, что правы и делали то, что считали нужным. В то время человек был удовлетворен, а сейчас нет. Сейчас у него нет возможности оправдаться , он пожинает плоды своей  собственной жизни и видит всю нелепость, что с ним было все эти  десятилетия. У него возникает вопрос: «Зачем это все было»?  Может быть, этот вопрос возник в первый раз, после подросткового возраста, когда у человека впервые  возникают духовные запросы «Зачем я живу?», потом этот период заканчивается и какие-то суррогаты, то есть неверные ответы на свои запросы человек получает. Он может с этим прожить, но Господь никому не хочет дать сгинуть просто так, потому что Христос сказал, когда вышел на проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».  Чтобы мы не думали о своей жизни, мы в норме должны переживать то же самое, что переживают старики, когда вспоминают свою жизнь, недовольство собой, своей собственной жизнью. Тогда у нас  появится возможность покаяться. У нас будет ощущение близости Бога, не может быть, чтобы моя жизнь не имела смысла. Молодежь говорит, что в  Церкви одни старики, Церковь – это для них. Правильно, это для них, они все поняли, узнали и были близки к отчаянию, а многие из них покончили собой.

Когда я работал на  скорой помощи, в реанимационной бригаде, для меня было странно, когда мы выезжали на так называемых «парашютистов», так называли людей, которые выбрасывались из окна многоэтажки.    Из них 80% старики. Почему? Это был закат Советского союза, перестроечные времена, когда многие старики в разгар перестройки все это увидели. Они не догадывались, зачем это им все было дано, и согласились на  мысль, внушенную бесами. Мысль о самоубийстве не может возникнуть у разумного существа, инстинкт  самосохранения срабатывает даже у  бессловесных тварей, а у человека может не сработать. Человек предпочтет умереть. Святые отцы говорят, что мысль о самоубийстве, это дьявольское внушение.

Еще один пример из моей практики. Алкоголики и наркоманы, люди зависимые. Когда у наркомана потребность в очередной  дозе, или у алкоголика в состоянии запоя, потребность в очередной  дозе спиртного. А на пути к ней есть препятствие – нет денег, но они есть у другого человека, у матери, отца или прохожего. Таких примеров очень много. Человек, в такой ситуации, не раздумывая  ни секунды, произносит такую речь, настолько правдоподобную, такое хитросплетение причин и следствий сразу возникает в его голове, что не поверить невозможно. И ему дают деньги. Он своего добился, и пошел за дозой или чекушкой. Он может подумать, какой я сообразительный оказывается, какие  способности открылись. Голь на выдумки хитра, когда прижмет и он на полном серьезе думает, что это его способности. Это не его способности, так лгать человек не может. Если человека не учили чему-нибудь, он этого не умеет. Вот, состояние бесоодержимости, когда произошла подмена одной личности другой и  устами этого человека с другим человеком разговаривает бес. Человек сам удивляется, он таких слов не знал и принимает  это  за свои новые  способности.  Если это мать, то она видит, что-то тут не так, и когда обнаруживает, ложь, понимает, что  ее сын,   это не он. «Мой сын не такой», – говорит она, произошла подмена. Это на самом деле так и происходит. Когда у человека в юности возникает мысль о наркотике или алкоголе?  Вначале человек думает: «Боже, наркотики,  какие-то наркоманы, какой кошмар. Они, что с ума сошли. Мне не надо никаких наркотиков, у меня все  нормально в жизни». Проходит время и та же самая мысль  возникает, не важно как по телевизору, в прессе. прочитал, кто-то сказал. Бесы не только непосредственно внушают мысли, но и опосредовано, через  людей или СМИ, потому что во главе СМИ могут стоять бесами водимые люди. Человек уже по-другому может эту мысль переживать:  «Почему бы нет, конечно, все бывает. Если человеку хочется употреблять наркотики, пусть  употребляет. Это его личное дело». Он уже понимает и сочувствует, что это вполне допустимая вещь.  Себя он успокаивает, что он пробовать не будет, но свыкается с этой мыслью, что есть такая часть жизни наркоманы, наркотики, такой  способ жизни.  Нас сегодня приучают к тому, что гомосексуализм, это честный способ жизни. Потом человек изменился и уже думает, что в принципе, и он  может попробовать, не сейчас, а потом. Потом наступает наркотическая  ситуация, у человека появляется реальная возможность это сделать и он говорит: «Ладно», соглашается и делает. Когда он это сделал,  личность, которая  постепенно готовила этого человека, неотступно была с ним, следила, как он зреет для этого, постоянно подбрасывала  мысли о наркотиках, и когда она его воспитала первичными мыслями, которые запускали все дальнейшие события в уме человека, она внушила ему последнюю мысль, он согласился и сделал все сам никто не заставил. Произошло вторжение одной духовной личности  на территорию другой. Произошла духовная агрессия, после одной наркотизации и бес, который внушал эти мысли,  сделал шаг на суверенную территорию. Представим нашу суверенную территорию, и кто-то вошел на нее, и мы уже не одни. Потом, по мере того как  мы это повторяли, а повторять это человек будет, так как ему понравилось, и мы так устроены. Бес знает, на что он склоняет человека, и  знает, что человек, это будет делать сам, и многократно повторять. Вспомните прошлое занятие про радость. Самая сильная потребность у человека в радости, и если он получил простую по технологии подмену, то будет обязательно это повторять. Как крыса, которой вживили электрод в гипоталамус, который выделяет эндорфины, она надавила на  педаль, получила электрический разряд, выброс  собственных опиатов и она будет колотить по этой педали пока не сдохнет. Человек своим телом вполне животное, но у него совсем другая история. Он существо духовное, и вот на  его духовное пространство  произошло духовное вторжение духовной личности. По мере того, как  человек это действие повторял, эта личность стала хозяйкой на этой территории. Человеку уже не надо ничего внушать, он все будет делать сам. Эта личность за человека думает, принимает решения и совершает поступки. Произошла подмена одной личности другой. На 100% это произойти не может, потому что не дано.  Вот какое утешение для нас с вами. Бесу, даже всем вместе взятым не дано сделать с  человеком то, что они хотят сделать. Они тоже твари, тоже не самобытны и  могут себе позволить только то, что им дано. Если бы бесам было  дано сделать с людьми, то, что они хотят, то люди уже давно бы поубивали друг друга, а последний, оставшийся в живых, совершил бы самоубийство.

Мы с вами живем, столько тысяч лет существует человечество, размножается, создает государства, цивилизации, новые  идеи рождаются, как получше устроиться на земле, тоже не без этой  публики. Взять XIX век, что напридумывали в европейской  культуре, каких только идей не наплодили. Некоторые идеи мы пытались на себе воплотить, и посмотрите, чем это для нас обернулось в ХХ веке. Видите, какие мысли могут быть внушены людям, не глупым, а образованным и  талантливым, но чем гениальней человек, тем глобальнее последствия от его бесоодержимости. Что получается? Им что-то дано, а что-то не дано, тогда  кто за ними стоит? Конечно Бог. У Бога не было проблем уничтожить дьявола и бесов, когда противопоставили себя Богу, и  когда возненавидели все  божьи творения. Когда дьявол стал полной противоположностью Бога, его врагом. Что, врага  трудно Богу уничтожить? Нет. Сколько существует мир, столько существуют дьявол и бесы, значит, они нужны, и в  них есть смысл. А если бы не они, что было бы с  нами?  Мы  бы  осатанели, если бы не наши страдания, на которые мы себя обрекаем, водясь с бесами, если бы не разочарования, которые мы испытываем от того, как мы живем,  то не было бы покаяния и смирения. Человек никогда  бы  в жизни  не  захотел ничего знать о Боге. Он до конца жизни считал бы себя Богом. Вот для этого дьявол и бесы, они всего лишь  слепые  орудия в руках божьих. Когда  дьяволом водимые люди распинали Христа, он говорил: «Прости их Господи, ибо не ведают, что творят». Как Христос исцелял Гадаринского бесноватого,  бесы, которые узнали Христа и поняли,  что они с человеком делали, обрекали его на погибель, все закончилось. Вот Бог, которому принадлежит реальная власть над всем, что происходит и в духовном, и в материальном мире. Они поняли,  вот  их властелин, и они говорят: «Если изгонишь нас только не в пустоту, если можно в свиней».   Хоть их погубить  и две тысячи свиней  погибли. Столько бесов было в одном человеке, и он был жив, хотя орал, рвал цепи, выл по ночам,  но ведь не бросился с крутизны в море, не было дано погубить его. А свиньи сразу в море с обрыва, совершили самоубийство. Это для нас поучительная история в Евангелие. Мы должны знать, что каждый человек в той или иной степени бесоодержим, но бояться  этого не надо. Мы должны понять и осознать, что за всем этим стоит Бог. Спасение человека начинается со смирения, а смиряться человек может только благодаря бесам, которые хотят  разрушить  Богом установленный порядок, и на сколько это дано им,  они делают. Самое страшное зло, которое совершил дьявол, руками людей – это распятие Господа нашего  Иисуса Христа. Когда Бог стал человеком, люди распяли его собственными руками. Они пошли сознательно против истины, пошли на это через несколько дней, после  воскрешения Лазаря, когда всем было ясно кто Христос, именно это еще больше их обозлило. Если это  самое страшное зло, которое совершили люди, водимые бесами, посмотрите,  чем это обернулось для нас – спасением. Все зло, которое творят бесы и люди ими водимые, Бог обращает на добро. Христиане это знают, мы оптимисты, и мы знаем правду об этом мире. Мы знаем, что мир, в который  мы родились,  лежит во зле и человеку не дано быть самому по себе. Человек либо раб Божий, либо слуга дьявола, промежуточного  положения, когда человек сам по себе не существует. Человек, слишком грандиозное создание, чтобы  оставить его хоть на  одно мгновенье без внимания.  Кроме темной духовной реальности, есть светлая духовная реальность, есть ангелы света и есть Бог.  Ничего в этом мире не происходит без воли Божьей, как говорят православные, наученные  многовековым опытом: «На все  воля Божья». Это еще одна формула законов духовного мира, выработанная простым православным самосознанием или еще проще: «Значит, так надо». Кто из нас  может до такого уровня самосознания допрыгнуть, чтобы после всего, что с нами в жизни происходит так сказать. Тяжело.  Для нас  ближайшая духовная реальность – это бесы. Какая там интуиция от Бога, упаси Господи так думать. Мы можем рассчитывать, что у нас хоть  что-то от Бога только в одном случае, если мы  кающиеся грешники. «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное того не нахожу», говорит апостол Павел. Смирение, это когда человек видит, что он без Бога бесоодержимая личность. Ребята, у меня в центре, когда у них происходит душевный переворот, благодаря молитвам и церковным таинствам, говорят, что всю свою прошлую жизнь они верой и правдой служили дьяволу. Для нас не должно быть травмирующей информацией знание о том, что существуют бесы, и до какой  степени  человек уязвим по отношению к ним.  Для православного христианина, это повод чтобы расписаться в том, что он не может  сам, с пользой для себя прожить свою жизнь, руководствуясь только своим умом и своей волей. Поэтому, когда мы читая молитву, Отче наш,  говорим: «Да будет воля твоя», православный человек ищет воли Божьей. Мы понимаем, что бесы не  сами по себе, они инструмент, которым Бог управляет человеческую жизнь. Бог не вторгается  в нашу свободу, но  сохраняет поляризацию духовного мира, чтобы человек, как образ божий, нарушающий Богом установленный  порядок вещей, начал страдать. Мы знаем, что нельзя выезжать на встречную полосу движения, иначе будем страдать, так и в жизни, у нас должна быть встречная полоса, где мы будем набивать шишки и тысячу раз наступать  на одни и те же грабли, а потом смиримся. Если мы это знаем, то нам очевидно, там, где Бог, там есть возможность бесам действовать  в человеке. Нас этому учит Евангелие и наша собственная жизнь, когда человек призывает  имя Божье, у бесов вызывает трепет. Бесы не просто верующие, как говорят  святые отцы, бесы тоже веруют и трепещут. Они Бога воспринимают так же как воспринимают ангелы Света, они очевидцы  Бога, бессмертные существа  от начала мироздания, и они предстояли перед лицом  Божьим. Именно поэтому они умоляли Христа, чтобы он их переправил в свиней, понимая, что их власть закончилась над этим человеком.  В  присутствии Бога бес ничего не может сделать с человеком. В отношении человека  третий лишний. Кто решает, кто лишний? Достоевский  сказал: « В этом мире дьявол с Богом борется и место битвы сердца людей». Человек не болельщик на трибунах, он активный участник этого процесса. Ему решать, кто он, раб Божий или слуга дьявола. Вот и вся наша с вами свобода. Свободно вверить себя в руки творца мироздания, как мы говорим: « Приди и вселися в ны, и очисти ны от всякие скверны, и спаси Боже души наши». Человек должен свободно определиться и не  раз и навсегда,  а всю жизнь, с утра до вечера совершать самоопределение. На это нам  дана наша жизнь и дана во время, чтобы мы сохраняли свою верность Богу, если   мы с ним встретились не без бесов. Когда человек молится, для бесов  нет ничего хуже.  Потому что когда мы  молимся с нами происходит  то же самое, что с Гадаринским бесноватым. Каждый раз, когда мы вспоминаем о Боге и стоит только произнести : «Господи», многое меняется, а если  будем  дальше молиться, то увидим, как бесы сопротивляются. Прочитать молитву «Отче наш» со стопроцентным вниманием невозможно, потому что есть заинтересованные существа в том, чтобы расстроить нашу молитву, что бы мы не молились. Что бы освоить  практику, самую главную основу духовной жизни, молитву, сколько живем, столько претерпеваем трудностей, и они всегда будут. Наша молитва, ее характер, как мы молимся, есть свидетельство присутствия бесов в этом мире, когда мы рассеиваемся на молитве. Не рассеянно предстоять перед Богом могут только ангелы света. Мы смиренно это принимаем, и каждая молитва, которую мы произносим, для нас, повод смириться.