Вся моя жизнь делится на два периода: до Церкви и в Церкви. Сейчас я уже понимаю, что доцерковный период моей жизни был дорогой к Храму. Дорогой извилистой, трудной, иногда с глубокими падениями и крутыми подъемами, с пьянящей радостью, а, порой, с безнадёгой, но, все же, к 25 годам я добрел до входа в Церковь и крестился. Сейчас хорошо осознаю, что я обрёл в Церкви и от чего меня спас Господь. Я очень люблю Православие и считаю, что большей драгоценности на земле, чем Церковь нет.
Именно поэтому мне горько видеть ненависть и клевету, которая, как из информационной помойки, изливается сегодня на Церковь из интернета и других источников. Горько, но не обидно. Я уверен, что это происходит от обыкновенного невежества людей. Увы, но в современной России доброкачественного информационного контента о Церкви и Православии крайне мало. Особенно в тех изданиях, которые, благодаря хорошему финансированию и политической ангажированности, занимают ведущие позиции в отечественном информационном пространстве. Невежество, по-другому, неосведомлённость, некомпетентность, дилетантство стало чуть ли не знаменем нашей эпохи. Рассуждать с умным видом о том, в чем ты не разбираешься совсем или «тут слышал, а тут погуглил» стало вполне приличным занятием, и люди с удовольствием ему предаются без зазрения совести.
В такой ситуации я не могу молчать и считаю своим долгом восполнить пробел знаний о Церкви у тех моих соотечественников, кто раньше не потрудился сделать это самостоятельно на просторах православного интернета. Я планирую сделать несколько видео и печатных материалов о Православии, Церкви, основах христианской нравственности так, чтобы это было интересно для всех. Постараюсь не травмировать чувства людей, далеких от христианства.
На мой взгляд, одним из главных недоразумений, связанных с Церковью, является отождествление ее с церковной администрацией в лице патриарха и его приближенных. Многие воспринимают РПЦ МП, только как организацию во главе с патриархом, имеющую вполне земное устройство и управление. Это не Церковь. Во всяком случае, не Православная Церковь. Такое понимание Церкви может быть отчасти приемлемо для католичества, но не стоит переносить на Православие дефекты развития западного христианства. В Православии Церковь представляет собой не организацию, не общественный институт, не бизнес структуру, не культурный феномен и т.д., и т.п. Список можно продолжать долго. Церковь – это Бого-человеческий организм. Она есть Божье установление, творчески воспринятое и реализованное людьми при Божьем содействии. Причём, людьми, мягко говоря, несовершенными, падшими, одержимыми различными страстями, но горячо желающими исправить свою жизнь. Именно ради людей и ради их спасения Бог однажды вошёл в историю, отдал Себя на распятие, умер на кресте и воскрес, чтобы создать Свою Церковь, в которой мы все могли бы соединиться с Ним.
Каждый, кто вошёл в Церковь таинством крещения, подобен клетке, приживившейся к огромному телу, состоящему из многих органов и систем. В этом теле существует мудро устроенная система саморегуляции с несколькими уровнями управления и циркулируют живительные для каждой клеточки соки, доставляющие ей все необходимое для здоровья и развития. Апостол Павел прямо называет Церковь телом Христовым. Только в этом Теле и возможно преодоление зла в человеке, здоровое развитие, ну и, конечно, спасение, в котором мы все нуждаемся.
Все нуждаются, но увы, не все об этом знают. По-настоящему увидеть необходимость спасения может только тот, кто изрядно настрадался и истосковался от своего одиночества без Бога. Кого разочаровали все самонадеянные варианты жить и радоваться, веря только в себя и надеясь на себя, на деньги, на людей и пр. Легко поверить в кого угодно и во что угодно, только не в Христа и Его Церковь. Чтобы уверовать в Христа Спасителя, нужно обнаружить себя погибающим. Поэтому дорога к Храму, как правило, не бывает легкой прогулкой во времени и пространстве. Это дорога разочарований: в себе, в горделивом представлении о своей самодостаточности, способности прожить с пользой для себя только своим умом и своей волей. Наверно, разочарование во всем этом и открывает человеку подлинные цели и смыслы его жизни, поэтому становится значимым промежуточным итогом его жизни, за которым может открыться новая, уже бесконечная жизненная перспектива. Новая жизнь с ничем не омрачаемой радостной надеждой, но уже не на себя, а на Бога. Наше земное счастье и нескончаемая радость единения с Богом возможны только на этих путях.
А РПЦ МП, как организация (не в обиду для нашего духовенства) — это только одно из вспомогательных устройств для налаживания наших личных отношений с Богом в Его Церкви. Богом же узаконенное. Патриарх и вся церковная администрация – это всего лишь обслуживающий персонал, помогающий Богу спасать людей, и сам нуждающийся в спасении. А глава Церкви – Христос. Именно это уберегает ее от негативных последствий человеческих злоупотреблений и ошибок. Нельзя судить о Церкви по действиям некоторых церковнослужителей. Так же, как нельзя судить о медицине по поведению отдельных медсестёр и санитаров. Медицина – всегда медицина, и Церковь – всегда Церковь. Они существуют на пользу людям тысячи лет.
Можно без преувеличения сказать, что Православие и есть медицина. Церковь – больница, в которой обретает здоровое состояние наш высший орган саморегуляции – дух. От его состояния зависит все, что ниже: психика и физиология, вплоть до последней химической реакции. Словом, все, что в нас подлежит спасению.
Церковь – гораздо более грандиозный и интересный феномен, чем может показаться, если судить только по светской хронике, и вполне заслуживает того, чтобы потратить время и всерьёз познакомиться с ней и ее Основателем. Уверен, что каждому уважающему себя человеку, ищущему своё место в жизни, крайне важно свободное и информированное самоопределение по отношению к Богу и Церкви. Цена ошибки слишком велика.
«Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, чтобы жив был ты и потомство твое». (Втор. 30, 19).