Противопоставление науки и религии, с которым наше общество вышло из двадцатого века до сего времени в значительной степени сохраняется во взаимоотношениях медицины и Церкви. В последнее время отмечается выраженное потепление отношений и примирение мировоззренческий взглядов науки и религии, научной и христианской картин мира.

О нашем взгляде на превентологию.

В отношениях медицины и христианства процесс примирения идёт гораздо труднее. Не смотря на то, что, начиная с 90-х годов прошлого столетия в многопрофильных и специализированных лечебных учреждениях открываются храмы, в которых верующие пациенты могут удовлетворять свою религиозную потребность, говорить о сближении позиций медицинской науки и православного учения о человеке пока не приходится. Отечественная система медицинского образования подчёркнуто материалистична. Она не допускает никакой «мистификации» в представлениях о причинах развития болезней и способов избавления от них.

Даже такие области медицины, как психиатрия и психотерапия, которые по определению занимаются исследованием и лечением заболеваний душевной сферы человека, воспринимают самого человека, как биологический объект, а все психические функции приписывают головном мозгу. В последние годы медицина сталкивается с такими вариантами расстройства здоровья человека, которые ставят медиков перед необходимостью пересматривать некоторые устоявшиеся взгляды на этиологию, патогенез и лечение целого ряда заболеваний.

Опыт оказания помощи людям, страдающим зависимостями и неврозами, например, выявил существенные недостатки подхода к этим проблемам исключительно с позиций так называемой доказательной медицины. Сегодня медицинской науке далеко не все ясно в теории происхождения этих недугов и, конечно, нас не может удовлетворять существующая эффективность избавления людей от зависимостей и неврозов, когда мы применяем методы лечения, основанные только на существующих научных теориях.

Психотерапия, как основной метод воздействия на больных наркологического профиля,​

к сожалению, за последние 30 лет не позволила достичь ощутимых результатов в лечении алкоголизма, наркомании и других зависимостей. Отсутствие видимого прогресса в медицинской науке на этом направлении и неуклонный рост заболеваемости и смертности (особенно от тяжёлых зависимостей) породило в среде практикующих специалистов уныние и скепсис. В последнее время для многих специалистов становится очевидным мировоззренческий кризис медицины с её исключительно материалистическим взглядом на природу человека и его болезней. Вероятно, слабость такого подхода вызвана секуляризацией европейской науки в эпоху просвещения и появление материализма, как преобладающего мировоззрения. В области науки материализм занял господствующие позиции и стал считаться безусловно «истинным» мировоззрением, не допускающим никаких иных взглядов на человека и мироздание. Многими поколениями людей в эту эпоху, которая простирается на последние 300 лет европейской истории, была прочно усвоена научная картина мира, свободная от так называемых религиозных предрассудков.

Медицина тоже шла в ногу со временем, воспринимая человека исключительно как биологический объект.

Психические функции приписывались центральной нервной системе, поэтому причину душевных расстройств искали там же, в головном мозге. Понятно поэтому, что и лечение психической патологии было ориентировано на психофармакологию, условно-рефлекторные методы и пр. Надо признать, что на этих путях был достигнут ощутимый прогресс в области диагностики и лечения заболеваний, в том числе и в области наркологии. Однако, нельзя не признать и другое: мы так и не научились избавлять людей от зависимостей. Мало того, мы так до конца и не поняли что такое зависимость. Со временем становилось все более очевидным, что зависимость - это не только медицинская проблема. Вероятно, область компетенции медицины не вмещает всего того, из чего эта проблема складывается. Есть одно, нам ой взгляд, очень любопытное обстоятельство, которое в очередной раз заставляет нас критически пересмотреть весь опыт нашей отечественной наркологии со времени ее создания. Не имея ясных представлений о природе зависимостей, медицина собирала опытные знания, часто действовала интуитивно, и была не очень то разборчива в выборе методов лечения на предмет их доброкачественности. Я имею в виду те не медикаментозные методы воздействия на больных алкоголизмом и наркоманией, которые были приняты нами на вооружение. Всем известно, что неким знаменем отечественной наркологии стал метод Довженко, так называемое кодирование.

В основе метода лежит гипноз, который использовали в медицине и раньше по различным показаниям. Сам гипноз, как способ воздействия на человека, известен с древности, как духовная практика. Многие языческие религиозные культы, основанные на магических верованиях, использовали и продолжают использовать гипноз, для манипуляции эмоционально-волевой и мнестической сферой человеческой психики.

Эффективность этого метода бесспорна, но примечательно то, что медицина, как отрасль научного знания, взяла на вооружение именно религиозную практику. Это не случайно. Хотим мы этого или не хотим, знаем или не знаем, но человек – существо и духовное. Можно сказать, что медицина проникла в область духовности нечаянно, эмпирически ища пользы для человека. Она невольно перешла границу, которую сама же и выстраивала, кода считала духовность религиозным предрассудком. Дать научное обоснование методу Довженко так и не удалось, как не удалось создать систему подготовки соответствующих специалистов. Кодирование по Довженко требует того дара, который был у самого доктора Довженко.

Последнюю пару десятилетий мы наблюдаем в психотерапии общую тенденцию неосознанного (а иногда и осознанного) дрейфа в сторону духовности.

Это является реакцией психотерапии на очень высокий спрос на духовность в России. Духовность в России обусловлена тысячелетней православной цивилизацией, созданной нашими предками, которая выработала в наших соотечественниках определённый духовно-нравственный код. В двадцатом веке в нашей стране была предпринята попытка перекодировать самосознания народа. Активность советского государства по искоренению христианского мировоззрения не могла не сказаться на развитии медицинской науки в нашей стране. Оно вполне соответствовало духу времени. Отечественная медицина безусловно осознавала себя вне всякой религии и вне церкви. Но, как показывает развитие самой медицины, можно попытаться отделить медицину от духовности, но невозможно отделить духовность от человека. Перед этой невозможностью оказались и врачи и их пациенты. Мы видим спонтанное водворение в область медицины духовных практик, зачастую не самого высокого свойства. Например, реабилитация наркозависимых в нашей стране в подавляющем большинстве случаев, так или иначе, связана с духовными практиками.

К сожалению, большое распространение получили различные религиозные секты, занимающиеся духовно-нравственным перекодированием нашей молодёжи, в том числе и тех, кто попал в зависимость от наркотиков и алкоголя. О пагубных последствиях этого мы все хорошо знаем. Медики не могут не замечать того факта, что и 12- шаговая программа не далека от религии. На первом же этапе этой программы человеку предлагается признать свою немощь и возложить все упование на высшую силу, бога, как мы его понимаем.

У нашего здравоохранения программа «12 шагов» вызывает наибольшую симпатию именно тем, что она подчёркнуто настаивает на своём нерелигиозном характере. Но, правды ради, нужно отметить, что религиозная жизнь начинается сразу, как только человек признал господство высших сил и обратился к ним за помощью. Кроме того, это единственно верная установка для начала полноценной духовной жизни, которая заключается в живом общении человека с Богом.

В среде людей верующих ни у кого нет сомнений в том, что изменить умонастроения человека по существу, можно только опираясь на его духовно-нравственную составляющую.

Православие исходит из этой же предпосылки. В православии существует многовековое учение о совершенствовании природы человека. При этом, православие — единственное вероучение, содержащее аскетическую практику, позволяющую человеку достигать значительных степеней самосовершенствования. Об этом свидетельствует многочисленные сонмы святых и вся двухтысячелетняя история христианства. Святость является вершиной духовно-нравственного развития личности. Но существуют и другие промежуточные состояния, при которых образ жизни человека существенно меняется к лучшему. К этим состояниям относятся преодоление зависимостей и других душевных недугов. С точки зрения православия, первый религиозный опыт человека в церкви, избавление от пагубного пристрастия и святость – это разные стадии одного процесса. Неудивительно, что во времена, когда святость являлась главным общественным идеалом, в нашей стране не было такого разгула страстей и таких человеческих потерь от всевозможных зависимостей, какие мы несём сейчас.

На мой взгляд, православное вероучение не только не противоречит знанию и практике, накопленным медицинской наукой, но и даёт возможность значительно расширить представление врачей о природе болезней и способах избавления от них. Нужно учитывать и то, что Православие тысячу лет является мощнейшим культурообразующим и государствообразующим фактором в России. В центре преодоления зависимостей «Подвижник», которым я много лет руковожу, в основу реабилитации положен союз медицины и православия, или, как мы говорим, тандем врача и священника. Лица мужского пола, страдающие наркотической, алкогольной и другими зависимостями в течение календарного года, на который рассчитана программа реабилитации, осваивают образ жизни православного христианина. Такая реабилитация предполагает усвоения человеком достаточного количества знаний и практических навыков, которые позволят ему в последующем противостоять проявлениям зависимости и даже быть полностью избавленным от них. Медицинская составляющая представлена здесь в виде первичной врачебной консультации, нравственно ориентированной психотерапии, основанной на православном вероучении и полноценной медицинской помощи в течение всего периода реабилитации.

Ремиссии в течение 3 лет и более наблюдаются приблизительно у 74 % воспитанников центра «Подвижник» (около 460 человек). Первые выпускники находятся в трезвости более 17 лет.

Мы очень тесно сотрудничаем с Министерством здравоохранения и другими подразделениями Правительства Свердловской области. Как представитель НКО, я участвую в работе областной антинаркотической комиссии; вхожу в наблюдательный совет областной наркологической больницы и государственного реабилитационного центра «Урал без наркотиков». Практически со дня основания этого центра я еженедельно занимаюсь с его воспитанниками нравственно-ориентированной психотерапией. И, хотя, в основу реабилитации в «Урале без наркотиков» положена программа 12 шагов, здесь мы тоже в какой-то мере реализуем союз медицины и православия, и, по признанию наших коллег, такое сотрудничество весьма благоприятно сказывается на результатах реабилитации.

Нами создан образовательный проект для подготовки врачебных кадров под названием Врачебно-просветительский фонд «Подвижник». Цель этого проекта – преодолеть средостения между медициной и православным учением о человеке, и на этой основе готовить кадры для национальной системы реабилитации и профилактики зависимостей. Кстати, медицинские термины профилактика, превентология и просветительство – это слова-синонимы, означающие – предупреждение болезней.

В прошлом году после моего обращения к Полпреду Президента в Уральском Федеральном округе в Екатеринбурге по инициативе нашего Минздрава прошло несколько мероприятий, посвящённых превентологии в медицине и возможности включения в область компетенции медицины духовно-нравственной составляющей личности человека для повышения эффективности профилактики зависимостей в молодёжной среде.

 

Тогда я поделился с коллегами весьма интересным опытом врачебно-просветительский работы, который уже в течение двух лет реализуется в г. Сургуте совместно с Департаментом образования. Здесь мы проводим ежемесячные семинары для педагогов, школьников и родительской общественности по профилактике социально опасных заболеваний и суицид в подростковом среде. Включение в эту работу нравственно-ориентированного компонента с элементами православного учения о человеке позволило подогреть интерес к этой проблематике у всех участников проекта и значительно снизило ее остроту в школах г. Сургута.

Руководство УРФУ с большим интересом отнеслось к нашему опыту работы и организовало несколько мероприятий с выездом преподавателей и студентов кафедры превентологии в «Подвижник» для знакомства с нашим взглядом на превентологию и для изучения возможности использования нравственно-ориентированного подхода в преподавательcкой и научной деятельности.

В конце марта 2019 г. очередная группа преподавателей и студентов посетила наш центр. Все наши гости остались под большим впечатлением от «Подвижника», выразили желание использовать увиденное и услышанное в своей профессиональной деятельности.

Педагоги и родители отмечают, что если бы такая профилактика носила систематический характер и велась квалифицированными врачами-наркологами, психотерапевтами и психологами, то мы смогли бы осуществить серьёзный прорыв в предупреждении зависимостей, неврозов и суицидальных наклонностей в подрастающем поколении.

Определенная переориентация наркологической службы в сторону превентологии-просветительства позволила бы подогреть интерес студентов и врачей к профессии нарколога и поднять её статус в глазах нашего общества. Мы убеждены, что эффективная профилактика зависимостей, основанная на включении в область компетенции медицины духовно-нравственного аспекта личности человека составит основу отечественной наркологии в будущем. Профессия врача-просветителя должна занять достойное место в нашей медицине.

Боровских В.В.

ВКонтакте

Вступайте в группу, делитесь мнением, задавайте вопросы

YouTube

Подписывайтесь на канал, смотрите все лекции онлайн.

Instagram

Личная страница Вячеслава Боровских